Правила допуска к эксплуатации взлетно-посадочных площадок для полетов летгких воздушных судов

Правила допуска к эксплуатации взлетно-посадочных площадок для полетов летгких воздушных судов

1. Общие положения

1.1. Правила допуска к эксплуатации взлетно-посадочных площадок для полетов легких, самых легких, сверхлегких и аэростатов (дальше - легкие) воздушных судов (дальше - Правила) являются обязательными для граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности и сфер управления, которые эксплуатируют взлетно-посадочные площадки для полетов этих воздушных судов в воздушном пространстве Украины, а также организаций и физических лиц, которым Державиаслужба делегирует полномочие относительно допуска этих площадок к эксплуатации.

1.2. Эти Правила определяют техніко-эксплуатационные требования к постоянным и временным взлетно-посадочным площадкам, которые используются для взлета и посадки легких воздушных судов и вертолетов, что имеют максимальную взлетную массу не более 5700 кг.

1.3. Правила устанавливают требования к оформлению документации о порядке допуска и эксплуатации этих взлетно-посадочных площадок юридическими и физическими лицами - их владельцами или експлуатантами.

1.4. Правила разработаны с целью обеспечения безопасности полетов легких воздушных судов, а также безопасности для населения районов, прилегающих к месту проведения полетов этих воздушных судов, безопасности полетов других воздушных судов в воздушном пространстве Украины.

1.5. Правила предусматривают проведение необходимых процедур, связанных с получением разрешения на эксплуатацию взлетно-посадочных площадок, предназначенных полетов удобовыполнимых воздушных судов в воздушном пространстве Украины, а также определяют конкретных исполнителей и должностных лиц, ответственных за их допуск и эксплуатацию.

1.6. Постоянные и временные взлетно-посадочные площадки для полетов легких воздушных судов не подлежат сертификации и регистрации в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Украины.

1.7. Допуск к эксплуатации постоянных и временных взлетно-посадочных площадок для полетов легких воздушных судов осуществляется за требованиями и процедурами, установленными этими Правилами.

1.8. Допуск взлетно-посадочных площадок к эксплуатации за требованиями этих Правил осуществляется Державиаслужбой за результатами инспекции.

1.9. В случае возникновения каких-нибудь изменений условий эксплуатации, эксплуатационных характеристик или прилегающей местности взлетно-посадочной площадки, что влияют на безопасность полетов, експлуатант взлетно-посадочной площадки приостанавливает эксплуатацию к проведению повторной его инспекции с целью допуска к эксплуатации в порядке, выложенном в данных Правилах.

1.10. Все расходы, связанные с допуском к эксплуатации взлетно-посадочной площадки, несет его експлуатант.

1.11. Нормативные ссылки

При разработке этих Правил использовались такие правовые нормативно акты:

Воздушный кодекс Украины;

Положение о Государственной службе Украины из надзора за обеспечением безопасности авиации, утвержденное Указом Президента Украины от 16.08.2004 N 912;

Положение об использовании воздушного пространства Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2002 N 401.

1.12. Определение сроков

В этих Правилах сроки имеют такие значения:

Безопасность полетов - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, что определяет способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Свободная зона - специально подготовленный участок земной или водной поверхности, которая примыкает до конца имеющейся дистанции разбега, пригодная для начального набора высоты воздушного судна к установленному значению.

Владелец взлетно-посадочной площадки - юридическое или физическое лицо, которому принадлежит или у которой находится в постоянном пользовании земельный участок, где расположенная взлетно-посадочная площадка.

Имеющаяся дистанция прерванного взлета - имеется в распоряжении длина разбега плюс длина конечных полос торможения (если она предусмотрена).

Имеющаяся длина разбега - длина взлетно-посадочной полосы, которая объявлена имеющейся и пригодной для разбега самолета, который осуществляет взлет.

Имеющаяся дистанция взлета - сумма имеющейся длины разбега и свободной зоны.

Разрешение на использование воздушного пространства - официальное сообщение о предоставлении пользователю воздушного пространства разрешения для осуществления деятельности в порядке, что определяется соответствующими авиационными правилами Украины.

Експлуатант взлетно-посадочной площадки - юридическое или физическое лицо (частный пилот), которое эксплуатирует взлетно-посадочную площадку.

Експлуатант - юридическое или физическое лицо (частный пилот), что эксплуатирует воздушные суда или предлагает свои услуги в этой отрасли.

Заявка - официальное обращение заявителя в установленной форме на допуск взлетно-посадочной площадки к эксплуатации и получению или продолжению срока действия Удостоверения о допуске к эксплуатации.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое подало заявку на получение Удостоверения о допуске к эксплуатации взлетно-посадочной площадки.

Взлетно-посадочная площадка - земельный (водная, ледовая) участок или специально подготовленная площадка минимально допустимых размеров, что обеспечивает взлет и посадку легких воздушных судов.

Взлетно-посадочная полоса - определенный прямоугольный участок, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов.

Инспекции - наземные проверки и работы, которые выполняются с целью установления соответствия взлетно-посадочной площадки требованиям данных Правил и предоставления или продолжения срока действия Удостоверения о допуске его к эксплуатации.

Контрольная точка взлетно-посадочной площадки - условная точка на взлетно-посадочной площадке, которая определяет его географическое место расположения.

Летное поле - часть взлетно-посадочной площадки, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулевые дорожки, перроны и другие специальные зоны.

Летная полоса - часть летного поля взлетно-посадочной площадки, что включает взлетно-посадочную полосу, свободные зоны, спланированные части по сторонам взлетно-посадочной полосы та предназначенная для взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов при выкатывании за пределы взлетно-посадочной полосы, обеспечения безопасности воздушных судов, которые пролетают над ней при взлете и посадке.

Площадка приземления парашютистов - земельный (водная, ледовая) участок или специально подготовленная площадка, на которую осуществляется приземление парашютистов.

Метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и какое-нибудь другое сообщение, что касается фактических или ожидаемых метеорологических условий.

Орган обслуживания воздушного движения - орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора сообщений относительно обслуживания воздушного движения.

Порог взлетно-посадочной полосы - начало участка взлетно-посадочной полосы, которая может использоваться для посадки.

Посадочная дистанция - длина взлетно-посадочной полосы, которая заявляется имеющейся и пригодной для пробега самолета после посадки.

Удостоверение о допуске к эксплуатации взлетно-посадочной площадки - документ, что удостоверяет занос постоянной взлетно-посадочной площадки к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных взлетно-посадочных площадок, подтверждает соответствие его действующим нормам и правилам и дает его владельцу право на эксплуатацию взлетно-посадочной площадки.

Постоянная взлетно-посадочная площадка - земельный (водная, ледовая) участок или специально подготовленная площадка минимально допустимых размеров, какая пригодная и используется для базирования и выполнения полетов легких воздушных судов, имеет необходимые сооружения и оборудование.

Рулевая дорожка - определенный путь на летном поле, установленный для рулежки воздушных судов и предназначен для соединения одной части летного поля с другой.

Полоса воздушных подходов - воздушное пространство над земным (водной, ледовой) участком в установленных границах, что примыкает к летной полосе на продолженные ее оси, в котором воздушные суда осуществляют набор высоты после взлета и снижения во время захода на посадку.

Стартовая площадка для свободных аэростатов - земельный участок или специально подготовленная площадка, из которой выполняется взлет аэростатами.

Стартовая площадка для выполнения полетов безмоторных сверхлегких воздушных судов - земельный участок или специально подготовленная площадка, в том числе на склонах холмов и гор, из которой выполняется взлет безмоторных сверхлегких воздушных судов (дельтапланов, парапланів и тому подобное).

Временная взлетно-посадочная площадка - взлетно-посадочная площадка, которая используется в определенный период года для полетов легких воздушных судов и не имеет стационарных сооружений, оборудования и отведенного воздушного пространства.

1.13. Сокращение

ВЗ 

свободная зона; 

ГЗПС 

ґрунтова взлетно-посадочная полоса; 

ЗПМ 

взлетно-посадочная площадка; 

ЗПС  

взлетно-посадочная полоса; 

КТМ 

контрольная точка площадки; 

ЛС 

летная полоса; 

ЛЕП 

линия электропередачи; 

МК 

магнитный курс; 

МС 

места стоянки; 

НИР 

имеющаяся дистанция разбега; 

НДЗ 

имеющаяся дистанция взлета; 

НДПЗ 

имеющаяся дистанция прерванного взлета; 

НПД 

имеющаяся посадочная дистанция; 

ОПР  

обслуживание воздушного движения; 

ПА 

пожарные автомобили; 

ПММ 

горюче-смазочные материалы; 

ПС  

воздушное судно; 

 

2. Допуск к эксплуатации взлетно-посадочных площадок

2.1. Допуск к эксплуатации ЗПМ складывается с:

2.1.1. Для постоянных ЗПМ:

представление владельцем или експлуатантом ЗПМ заявки на допуск к эксплуатации (дальше - Заявка) (дополнение 1);

инспекция с целью определения пригодности ЗПМ требованиям этих Правил;

унос к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ (дополнение 2) с получением Удостоверения о допуске к эксплуатации (дополнение 3) или продолжением срока действия.

2.1.2. Для временных ЗПМ:

наличия инструкции из выполнения полетов для временных ЗПМ, которая утверждена експлуатантом.

2.2. Заявка на допуск ЗПМ к эксплуатации

2.2.1. Основанием для предоставления допуска к эксплуатации ЗПМ для полетов легких воздушных судов (дальше - ПС) является Заявка его владельца или експлуатанта.

2.2.2. Заявка заполняется владельцем или експлуатантом ЗПМ и предоставляется к Державиаслужби вместе с документами, отмеченными в ней.

2.2.3. К Заявке добавляются такие документы:

инструкция из выполнения полетов на площадке с разделом авиационной и пожарной безопасности (заверенная копия), разработанная в соответствии с пунктом 30 Положения об использовании воздушного пространства Украины;

акт технического обследования состояния ЗПМ (дополнение 4);

документ, что подтверждает право собственности, постоянного пользования, аренды на земельный участок, либо документ о согласовании с владельцем или постоянным пользователем, либо арендатором земельного участка размещения на ней ЗПМ;

копия свидетельства о государственной регистрации юридического или физического лица - предпринимателя, для частного пилота - справка об идентификационном коде или его паспортных данных. 

2.2.4. Заявка принимается на рассмотрение только в случае наличия всех отмеченных документов. Предоставленный комплект документов рассматривается Державиаслужбой или организациями, которым Державиаслужбой делегированные полномочия (дальше - Организация), на протяжении 20 рабочих дней от даты их поступления.

2.2.5. В случае позитивных результатов рассмотрения предоставленных документов Державиаслужбой или Организациями принимается решение о проведении инспекции ЗПМ. В трехдневный срок Заявителю посылается письменное сообщение с определением срока инспекции.

2.2.6. В случае негативного результата рассмотрения предоставленных документов в трехдневный срок Заявителю посылаются замечание к предоставленной документации или аргументированный отказ.

2.3. Инспекция ЗПМ

2.3.1. Инспекция ЗПМ выполняется Державиаслужбой или Организациями совместно с Заявителем путем обследования прилегающей территории ЗПМ, летной полосы (дальше - ЛС), взлетно-посадочной полосы (дальше - ЗПС), свободных зон (дальше - ВЗ), оборудования, документации и тому подобное в объеме, предусмотренном этими Правилами.

2.3.2. При инспекции определяется соответствие эксплуатационных требований с ЗПМ согласно с этими Правилами.

2.3.3. За результатами инспекции складывается акт инспекционного обследования (дальше - Акт) ЗПМ, что утверждается Державиаслужбой.

2.3.4. Акт складывается и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр Акта предоставляется Заявителю, второй экземпляр остается в Державиаслужби или Организации.

2.3.5. Если при инспекции выявленные недостатки, которые могут быть устранены Заявителем без перепроверки, Заявитель устраняет выявленные недостатки на месте к окончанию инспекции. Складывается отчет об устранении недостатков за результатами инспекции ЗПМ (дополнение 5) и подается к Державиаслужби.

Отчет об устранении недостатков за результатами инспекции ЗПМ добавляется к Акту.

2.3.6. Если при инспекции выявленные несоответствия требованиям этих Правил, Заявитель устраняет выявленные недостатки в сроки, согласованные с Державиаслужбой, и подает заявку на повторную инспекцию. Расходы за проведение инспекции не возвращаются.

2.3.7. При несогласии Заявителя с результатами инспекции он имеет право обжаловать их в соответствии с разделом 6 этих Правил.

2.4. Допуск к эксплуатации постоянных ЗПМ

2.4.1. Постоянные ЗПМ для полетов легких ПС подлежат уносу к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ с выдачей Удостоверения о допуске к эксплуатации ЗПМ к началу эксплуатации.

2.4.2. Допуск к эксплуатации постоянных ЗПМ для полетов легких ПС предоставляется Державиаслужбой в разе:

введение к эксплуатации ЗПМ;

продолжение срока действия Удостоверения о допуске к эксплуатации;

изменения владельца или експлуатанта ЗПМ;

изменений условий эксплуатации либо характеристик ЗПМ, либо прилегающей местности, которые влияют на безопасность полетов.

2.4.3. Основанием для включения постоянного ЗПМ к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ есть: комплект документов, предоставленных Заявителем перед инспекцией за перечнем пункта 2.2.3 этих Правил;

Акт согласно с пунктом 2.3.3 этих Правил.

2.4.4. После уноса данных ЗПМ к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ Державиаслужба на протяжении 5 рабочих дней выдает Заявителю Удостоверения о допуске к эксплуатации ЗПМ.

2.4.5. Удостоверение о допуске к эксплуатации ЗПМ, подписанное руководителем Державиаслужби или его заместителем, скрепленное печатью, является основанием для внесения ЗПМ к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ.

2.4.6. Удостоверение о допуске к эксплуатации ЗПМ выдается на срок не более чем 3 года.

2.4.7. Запрещается эксплуатация постоянных ЗПМ без получения Удостоверения об их допуске к эксплуатации согласно с требованиями этих Правил.

2.4.8. Данные Журнала учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ считаются основанием для предоставления органами обслуживания воздушного движения (дальше - ОПР) разрешений експлуатантам на использование воздушного пространства из постоянных ЗПМ при поступлении соответствующих заявок на использование воздушного пространства.

2.5. Порядок допуска к эксплуатации временного ЗПМ

2.5.1. Временные ЗПМ для выполнения полетов ПС уносу к Журналу учета и допуска к эксплуатации постоянных ЗПМ не подлежат.

2.5.2. Основанием для допуска ЗПМ до эксплуатации является:

соответствие временного ЗПМ требованиям данных Правил; 

инструкция из выполнения полетов на временном ЗПМ с схемой, в которой определенные размеры ЗПС, ЛС, ВЗ их взаиморасположение, с разделами пожарной и авиационной безопасности, с согласованием владельца, постоянного пользователя или арендатора земельного участка с целью использования временного ЗПМ для полетов, которая утверждена експлуатантом, или заверенная копия;

акт технического обследования временного ЗПМ, утвержденный експлуатантом.

2.5.3. Заявка експлуатантів ПС на полеты из временного ЗПМ считается основанием для предоставления органом ОПР разрешения на использование воздушного пространства при наличии документов, отмеченных в пункте 2.2.3 данных Правил.

2.5.4. Основанием для предоставления органом ОПР разрешения на использование воздушного пространства свободными аэростатами является инструкция из выполнения полетов в районе ЗПМ.

2.5.5. Получение разрешения на эксплуатацию временного ЗПМ действительное в течение 3 месяцев из даты утверждения акта технического обследования.

Эксплуатация временного ЗПМ без документов, отмеченных в пункте 2.5.2 данных Правил, запрещается.

2.5.6. Выбор и обследование временного ЗПМ, разработка и утверждение инструкции из выполнения полетов на временном ЗПМ для выполнения авиационно-химических работ возлагается на летный командно состав експлуатанта.

3. Изменения условий эксплуатации взлетно-посадочной площадки

Какие-нибудь изменения условий эксплуатации, эксплуатационных характеристик или прилегающей местности ЗПМ, что влияют на безопасность полетов, должны отвечать требованиям раздела 8 этих Правил.

4. Изменение владельца или експлуатанта взлетно-посадочной площадки

4.1. В случае изменения владельца или експлуатанта ЗПМ выданные более раннее Удостоверение о допуске к эксплуатации постоянного ЗПМ и допуск на использование воздушного пространства из временного ЗПМ теряют действие. Инструкция из выполнения полетов на ЗПМ и Удостоверения о допуске к эксплуатации подлежат возвращению к Державиаслужби.

4.2. Новый владелец или експлуатант ЗПМ получает допуск к эксплуатации ЗПМ в соответствии с этими Правилами.

5. Обязанности експлуатанта взлетно-посадочной площадки

Експлуатант ЗПМ обязан поддерживать ЗПМ в процессе эксплуатации в пригодном для полетов состоянии.

6. Решение споров

6.1. В случае несогласия Заявителя с выводами инспекционной проверки относительно возможности допуска к эксплуатации ЗПМ Заявитель может обратиться к Державиаслужби с обґрунтованим обжалованием проведенной инспекции.

6.2. До жалобы добавляются доказательные документы, которые подтверждают обґрунтованість обжалование. Срок рассмотрения жалобы и принятия решения относительно проведения повторной инспекции или отказа в нем составляет 15 суток из даты ее регистрации.

6.3. За результатами предыдущей экспертизы, предоставленных доказательных документов Державиаслужба назначает специальную комиссию для проведения повторной инспекции или аргументированно отказывает в инспекции, о чем в письменном виде сообщается Заявителю.

7. Требования к оформлению документации

7.1. Документы, которые предоставляются Заявителем при представлении Заявки и проведении инспекции, должны отвечать требованиям этих Правил.

7.2. При наличии каких-нибудь исправлений, не заверенных подписью Заявителя, документация к рассмотрению не принимается.

8. Общие технические и эксплуатационные требования к взлетно-посадочным площадкам

Общие технические и эксплуатационные требования к постоянным и временным ЗПМ для полетов ПС устанавливают такие требования и ограничения из эксплуатации этих ЗПМ.

8.1. Характеристики ЗПМ

8.1.1. Для каждого ЗПМ должны быть разработаны и утверждены схема с размерами элементов и схема взаимного расположения таких зон:

прилегающей местности с отображением препятствий и рельефа;

участки ЗПМ с отображением препятствий;

СПП;

ЗПС;

ВЗ и спланированной части ЛС;

РД (при потребности);

МС и обслуживание ПС;

МС специального и другого автотранспорта;

других зон (при потребности).

8.1.2. На ЗПМ для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены такие имеющиеся дистанции: НИР, НДЗ, НДПЗ, НПД.

8.2. Ограничение и учет препятствий

8.2.1. Предоставляются данные о высоте и размещении препятствий в пределах круга радиусом 2,5 км с центром от контрольной точки ЗПМ (дальше - КТМ).

8.2.2. Максимальный наклон условных плоскостей ограничения препятствий в зоне подходов должен быть не меньше:

за пределами ВЗ или ЛС - 1:30 на расстоянии 450 м от границы ВЗ или ЛС;

за боковыми границами ЛС - 1:8 на отдалении 120 м от границы ЛС.

8.2.3. Расхождение границі плоскости ограничения препятствий от конца ЛС в направлении взлета составляет 25 % в каждую сторону.

8.3. Требования к прилегающей местности

8.3.1. Расположение ЗПМ, планирование и выполнение полетов из него должны отвечать инструкции из выполнения полетов.

8.3.2. Прилегающая к ЗПМ местность должна обеспечивать безопасность полетов ПС.

8.3.3. Отдаление ЗПС ЗПМ от границ населенного пункта должно быть не меньше 500 метров из какой-нибудь стороны от ее кромки.

8.3.4. Запрещаются полеты ПС с ЗПМ над населенными пунктами, лесом и водоемом на высоте, что не дает возможности в случае повреждения ПС осуществить посадку на ЗПМ или за пределами населенного пункта, леса или водоемов.

8.3.5. Запрещаются полеты ПС из водного ЗПМ над пляжами, населенными пунктами и береговой полосой на высоте, что не дает возможности в случае повреждения ПС осуществить посадку на нем или за его границами на прилегающей водной поверхности.

8.3.6. Местность в зоне полос воздушных подходов должна обеспечивать возможность выполнения безопасной посадки после взлета в случае отказа двигателя, если не обеспечивается возвращение ПС на ЗПМ.

8.4. Требования к полосам воздушных подходов

8.4.1. Направление и размеры СПП ЗПМ и допустимые высоты естественных и искусственных препятствий в пределах этих полос должны обеспечивать безопасность взлета и посадки ПС.

8.4.2. При наличии препятствий в зоне СПП для каждого направления взлета и посадки должны определяться их безопасные размеры в соответствии с установленными для каждого типу ПС минимально безопасных дистанций взлета и посадки.

8.4.3. Если на прилегающей к ЗПМ территории, в том числе в пределах СПП, есть препятствия, которые невозможно устранить, допускается его эксплуатация при условии введения специального режима полетов, который обеспечит их безопасность. Этот режим должен быть оговорен в инструкции из выполнения полетов на ЗПМ.

8.5. Требования к взлетно-посадочной полосе

8.5.1. ЗПС ЗПМ для полетов ПС может быть естественной поверхностью (ґрунт) или из искусственного покрытия.

8.5.2. На ЗПМ для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены такие геометрические размеры ЗПС:

длина ЗПС должна быть не меньше расчетной длины для данного типу ПС;

при осуществлении учебных полетов длина ЗПС должна быть вдвое больше расчетной длины;

ширина ЗПС должна удовлетворять летно-технические характеристики и требования эксплуатационной документации ПС, что эксплуатируются на данном ЗПМ, но быть не меньше 10 м;

при осуществлении учебных полетов ПС ширина ЗПС должна быть вдвое больше расчетной ширины, но не меньше 20 м;

при осуществлении полетов из водной поверхности ширина ЗПС должна быть не меньше 30 м.

8.5.3. Для удобства эксплуатации и повышения пропускной способности в зависимости от ветровой загрузки на ЗПМ, кроме основной ЗПС, возможное расположение вспомогательных ЗПС. Вспомогательные ЗПС должны отвечать требованиям этих Правил.

8.5.4. При основной ЗПС с искусственным покрытием рекомендуется иметь вспомогательную ГЗПС.

8.5.5. При расположении вспомогательной ГЗПС параллельно основной расстояние между осями ЗПС должно быть не меньше 30 м.

8.5.6. Поверхность ГЗПС должна быть без значительных неравенств и, по мере сил, покрытая дерном. Допускаются общие неравенства глубиной до 6 см под трехметровым рельсом.

Высота травостою на ГЗПС должна быть не более 15 см.

8.5.7. Прочность поверхности ЗПС должна обеспечивать взлет, посадку и рулежку ПС с максимально одобренной взлетной массой, но во всяком случае глубина колеи от ПС не должна превышать 3 см.

На поверхности ГЗПС не должно быть посторонних предметов.

8.5.8. При обустройстве ГЗПС необходимо учитывать наклоны поверхности для стока дождевой и талой воды.

8.5.9. При осуществлении полетов из водной поверхности ЗПС должна быть чистой, без плавучих предметов и подводных препятствий на глубине не меньше 1 м от поверхности.

Волнение на поверхности воды должно быть не более 2 баллов. При планировании эксплуатации ПС, которые за требованиями эксплуатационной документации или летно-технических характеристик нуждаются в других ограничениях, разрешенная величина волнения должна быть не больше самых наивысших требований.

8.5.10. Размеры ЗПМ, на котором эксплуатируются геликоптеры, должны обеспечивать безопасный взлет и посадку в каком-нибудь направлении, в зависимости от ветра и летных характеристик геликоптера, с учетом всех требований, определенных данными Правилами.

При выполнении учебных полетов на геликоптерах минимальные размеры ЛС ЗПМ должны быть не меньше 200 х 400 м.

8.6. Требования к свободным зонам и спланированным частям летной полосы

8.6.1. При наличии ВЗ длина ее должна быть не меньше 50 м за каждым концом ЗПС.

8.6.2. Ширина ЛС должна быть не меньше 20 м из каждой стороны ЗПС.

8.6.3. При невозможности обеспечения заданных суммарных размеров ЗПС, ВЗ и ЛС допускается уменьшать длину и ширину ЗПС, ВЗ и ЛС при условии соответствия их летно-техническим характеристикам ПС, сохранение общих условий безопасности полетов и отсутствия за ними ярів, значительных наклонов местности.

8.7. Требования к рулевым дорожкам

8.7.1. На ЗПМ для полетов два и больше ПС должны быть определены РД между ЗПС, МС и другими специальными зонами.

8.7.2. Количество, направление, ширина и расположение РД, прочность ґрунту на РД определяются в каждом конкретном случае при условиях безопасного движения, маневрирования, буксировки ПС, исключения встречного движения ПС и транспорта, сохранения (по мере сил) дернини ґрунтових РД.

8.7.3. При расположении РД параллельно к ЗПС расстояние между границами ЗПС и РД должно быть не меньше 20 м.

8.8. Требования к местам стоянки и обслуживания ПС

8.8.1. На ЗПМ для полетов два и больше ПС должны быть определены МС и места обслуживания ПС.

8.8.2. Форма, размеры, расположения МС и места обслуживания ПС определяются в каждом конкретном случае в зависимости от количества ПС, безопасного маневрирования, расположения средств обслуживания и проезда специального автотранспорта.

8.9. Требования к специальным зонам ЗПМ

Необходимость расположения специальных зон для предстартовых ЗПМ, стоянки автотранспорта, заправки горючих и других определяется в каждом конкретном случае в зависимости от назначения ЗПМ, его загрузки, а также обеспечения безопасности полетов и безопасной эксплуатации ЗПМ и его оборудования.

8.10. Маркировка элементов ЗПМ

8.10.1. Ґрунтова ЗПС маркируется такими знаками:

предельные знаки;

посадочный знак "Т";

входные знаки.

8.10.2. Посадочный знак "Т", которым отражается место посадки на ЗПС в направлении взлета и посадки, выкладывается полотнищами белого цвета летом, красного или черного цвета зимой на снеге.

На замену маркировочных знаков возможное установление флажков белого и красного цвета летом, красного и черного цвета зимой на снеге.

8.10.3. На временных ЗПМ ЗПС может маркироваться флажками белого или красного цвета в зависимости от времени года.

8.10.4. На ЗПС, ВЗ и ЛС, РД, МС и других элементах ЗПМ, на которых может осуществляться движение ПС, подлежат обязательной маркировке красными флажками места повреждения поверхности (ямы, лужи и тому подобное) и места расположения элементов его оборудования, которые могут повлиять на безопасность полетов.

8.10.5. При выполнении полетов из водной поверхности маркировке легкими (надувными) буйками белого или красного цвета, которые не мешают рулежке, взлету и приводнению ПС, подлежат ВЗ та граница ЛС.

РД от причала (береговой полосы) к ЗПС подлежат маркировке легкими буйками белого или красного цвета в виде плавучих дорожек.

8.11. Оснащение ЗПМ

Средства оснащения ЗПМ должны отвечать общим требованиям обеспечения полетов согласно с Положением об использовании воздушного пространства Украины и инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ.

8.11.1. Радиотехническое обеспечение полетов и средства авиационной электросвязи ЗПМ для полетов ПС в период планирования и выполнения полетов должны быть оснащены средствами РТЗ и средствами авиационной электросвязи в соответствии с инструкцией из выполнения полетов.

При управлении полетами предоставления команд сверхлегким ПС, которые не оборудованы средствами радиосвязи или потеряли связь, выполняется с помощью установленных инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ специальных сигналов и знаков.

При наличии на постоянных ЗПМ стационарных радиостанций на них должны быть получены соответствующие разрешения и удостоверения в Державиаслужби.

8.11.2. Метеорологическое оснащение

Постоянные ЗПМ для полетов ПС в период планирования и выполнения полетов должны иметь такое минимально необходимое метеорологическое оборудование:

измеритель направления и силы ветра (автоматизирован и (или) в виде полосатого конуса из ткани, который имеет чувствительность к ветру силой от 1 м/сек. на высоте установления не меньше 2 м от поверхности земли и который хорошо виден из зоны подготовки к взлету и из полосы воздушного подхода при посадке);

средства связи для получения фактической метеорологической информации и прогноза погоды в пределах зон и маршрутов полетов, которые планируются;

прибор определения атмосферного давления;

прибор для измерения температуры воздуха;

схема ориентиров (естественных или искусственных) для определения метеорологической дальности видимости.

Перечень метеорологического оборудования и схема ориентиров добавляются к инструкции из выполнения полетов на ЗПМ.

Временные ЗПМ для полетов ПС в период планирования и выполнения полетов должны иметь необходимое метеорологическое оборудование, отмеченное в инструкции из выполнения полетов на ЗПМ, а именно:

измеритель направления и силы ветра (в виде полосатого конуса из ткани, который имеет чувствительность к ветру силой от 1 м/сек., высоту установления не меньше 2 м от поверхности земли и который хорошо виден из зоны подготовки к взлету и из полосы воздушного подхода при посадке);

средства связи для получения фактической метеорологической информации и прогноза погоды в пределах зон и маршрутов полетов, которые планируются.

8.11.3. Маркировка ЗПС с искусственным покрытием и оборудование ЗПМ маркировочными знаками, размеры полотнищ для посадочного знака "Т", маркировка и размер полосатого конуса для определения направления ветра, размеры надувных буйков выполняются согласно с эксплуатационными требованиями.

8.11.4. Электроснабжение

При наличии средств связи во время проведения полетов, электроснабжение должно обеспечивать их бесперебойную работу.

8.11.5. Аварийно-спасательные средства

Постоянные ЗПМ должны быть оснащены аварийно-спасательными средствами (дополнение 6).

На ЗПМ во время подготовки и выполнения полетов должно быть транспортное средство, приспособленное для эвакуации пострадавших с места авиационного события, оснащенное ношами или местом расположения пострадавшего в лежащем положении, медицинской аптечкой, огнетушителем, схемой расположения и связи ближайших медицинских заведений.

При проведении маршрутных полетов безмоторных ПС на ЗПМ должны быть самолеты - буксирования планеров и (или) транспортные средства для эвакуации ПС при посадке за его границами.

Для обеспечения аварийно-спасательных и поисковых работ при проведении подготовки и выполнении полетов ПС с водной поверхности дополнительно до дежурного автомобиля должен быть дежурный катер со спасательной командой или проворная лодка с дежурным водолазом.

8.11.6. Противопожарное обеспечение ЗПМ

За обеспечение пожарной безопасности на постоянных ЗПМ отвечает его експлуатант. На временных - експлуатант ЗПМ или експлуатант ПС.

Експлуатант ЗПМ обеспечивает пожарную безопасность ПС, домов и сооружений, размещенных на его территории в соответствии с действующими правовыми нормативно актами по вопросам пожарной безопасности в Украине.

Каждый работник ЗПМ, дома и сооружения, размещенных на его территории, должен знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, что могут привести к пожару.

Территория ЗПМ должна постоянно храниться в чистоте и очищаться от сухого травостою и других горючих веществ и материалов.

На местах заправки ПС горючих и нагрузка их химическими веществами, которые могут электризоваться (масляные химикаты и др.), должны быть заземлювальні устройства согласно с действующими эксплуатационными требованиями к ПС.

Одно или два МС самых легких и сверхлегких ПС оборудуют одним вуглекислотним огнетушителем или другими первичными средствами пожаротушение.

МС легкого ПС оборудует вуглекислотним огнетушителем, ящиком с песком (не меньше 0,5 м 3), войлоком или асбестовым полотном 2,0 х 1,5 м или огнетушителем с запасом огнетушительного вещества не меньше 40 кг из расчета один огнетушитель на два МС.

8.11.7. Организация мер авиационной безопасности на ЗПМ

Експлуатант ЗПМ должен внедрять мероприятия, которые направлены на повышение стандартизированного уровня обеспечения авиационной безопасности и охраны ПС, сооружений и оборудования в соответствии с инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ путем:

организации охраны ПС, мест хранения ПММ, объектов РТЗ, ОПР;

обязательного применения протиугінних приборов и замков на запірних приборах систем управления и шасси;

пломбирование или запечатывание дверей (люков), других мест, предусмотренных для данного типу ПС;

проведение технических организационно мероприятий, направленных на последующее совершенствование и усиление охраны ПС и объектов ЗПМ;

проведение профилактической работы, направленной на поддержку пропускного режима, а также предотвращения хищения материальных ценностей.

Експлуатант ЗПМ отвечает за организацию охраны ПС, сооружений и оборудования, наличие и исправность технических средств охраны, РТЗ и освещение.

На постоянных ЗПМ охрана ПС, сооружений и оборудования ЗПМ осуществляется в соответствии с инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ, в том числе в случае необходимости с применением сторожевой охраны. Положение об охране ЗПМ, организация охраны и должностные инструкции личному составу охраны разрабатываются експлуатантом ЗПМ.

8.11.8. Организационное обеспечение эксплуатации ЗПМ

За поддержку необходимых характеристик ЗПМ и средств обеспечения полетов согласно с инструкцией из выполнения полетов отвечают експлуатанти ЗПМ.

Експлуатанти ЗПМ обязаны:

организовывать охрану МС ПС и других зон ЗПМ при стационарном базировании ПС в соответствии с инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ;

знакомить лиц авиационного и обслуживающего персонала с инструкцией из выполнения полетов на ЗПМ, с схемой элементов и зон ЗПМ, схемой движения ПС и автотранспорта, с правилами противопожарной безопасности;

организовывать контроль за выполнением правил наземной и летной эксплуатации ЗПМ;

не допускать посторонних лиц к рабочей зоне ЗПМ при выполнении полетов;

организовывать аварийно-спасательные и поисковые работы;

осуществлять постоянный контроль на прилегающей территории ЗПМ за сооружением новых объектов, ЛЕП, дорог, мест скопления птиц, других объектов, присутствие которых может повлиять на безопасность полетов, путем проверок прилегающей к ЗПМ территории и осуществлению соответствующих мероприятий из сохранения условий безопасности полетов, унос соответствующих изменений к инструкции из выполнения полетов на ЗПМ и проведения, при потребности, внеочередной инспекции ЗПМ и допуска к эксплуатации за требованиями этих Правил.

8.11.9. Эксплуатационные требования

До эксплуатации из конкретного ЗПМ допускаются только те типы ПС, летно-технические характеристики которых позволяют их эксплуатацию при условиях:

обеспечение безопасности полетов;

соответствия летно-технических характеристик ПС техническим и эксплуатационным характеристикам ЗПМ;

выполнение требований Положения об использовании воздушного пространства Украины;

выполнение требований инструкции из выполнения полетов на ЗПМ и ограничений, определенных актом его обследования с выводом о возможности допуска к эксплуатации в соответствии с требованиями данных Правил.

Комментарии (0)

Прокомментировать